Первая категория сложности. Чуваев Максим
Прошедшие выходные ознаменовались клубным выездом в Жигулевские горы. Жигулевские горы не столь высоки, но для оттачивания техники альпинизма — самое то. Альпинисты облюбовали для своих целей крохотный горный массив, если его вообще можно так назвать — Могутова гора.
Для меня Могутова гора стала рубежом, после прохождения которого я стал немного ближе к пониманию того, что такое альпинизм. До этого четкого представления не было (может быть из-за того, что я пропустил вводную лекцию в Альпклубе?). Хотя не так. Представление было, но было оно не осязаемым, не прочувствованным. Зареченский песчаный карьер и глиняная гора в Чембаре не вызвали чувства опасности, а Могутова гора хоть и жигулевская, но пощекотала нервы. И тут первый осознанный вывод, к которому я буду возвращаться еще не раз:
1. Альпинизм – это деятельность по восхождению на горные вершины, которая представляет опасность для здоровья человека.
Пока еще не возникло ощущение, что вкупе присутствует также опасность и для жизни, но до этого ощущения рукой подать, достаточно увеличить масштаб горы и сложность маршрута.
Второй, и очень важный принцип, который осознается в условиях альпинистских восхождений – командная работы. Я индивидуалист по натуре, потому любая командная работа для меня приемлема, когда все идет либо по моему плану, либо по плану, который логически мной понимается. У меня, как у новичка, нет выбора, поэтому мне приемлем любой план. Далее важно, чтобы все шло по плану. Нужно просто сделать то, что говорит инструктор. Но эти действия не похожи на действия марионетки – нужно думать головой и целенаправленно двигать телом. В нашей группе было 5 альпинистов-новичков. Получив наставление от инструктора «помогать товарищам по группе» не всегда получалось помогать, иногда выходило лишь добавлять энтропии в систему, которая изначально далека от гомеостаза. Командной работе нельзя научиться, не выполняя командную работу. На Могутовой горе вся наша команда получила новый опыт. Особенно отложились в моей голове следующие принципы командной работы:
a) Помогай, но не вреди.
b) Если заранее не знаешь, как сделать ответственную работу, вспомни про п. 1, и спроси.
c) Если заранее знаешь о каких-либо проблемах, которые могут возникнуть на восхождении, сообщи об этом заранее.
Перепишу определение.
2. Альпинизм – это, в общем случае, командная деятельность по восхождению на горные вершины, которая представляет опасность для здоровья человека.
Наш маршрут был несложным – начальной категории сложности. Сложность ощущалась разная: сложность лазания, сложность передвижения по горному рельефу, сложность общения через естественный рельеф в условиях ветра. Выше я писал, что нужно думать головой и работать телом. Последовательность важна – сначала мозг, потом тело. Чтоб работал мозг, нужно ходить на лекции, смотреть youtube, читать литературу. Тело (туловище, руки, ноги, пальцы) может выполнять целенаправленную альпинистскую работу, если оно в свое время посещало занятия по ОФП, бегало, лазало по скалодрому, выезжало ранним сумеречным утром на карьеры. По-другому не бывает. Если сравнивать командную работу и физическую подготовку, то я чувствую различие: различие в уровне применения альпинисткой техники участниками можно сократить за счет командной работы, разум – все-таки категория коллективная. А вот уровень физподготовки вносит правила типа «группа идет со скоростью самого медленного», «лидером будет вот он и он, все остальное опасно для группы». Сказать, что у меня были проблемы с физической подготовкой, я не могу. Я уже обладал представлением о том, как сложно передвигаться в горах на высоте и последний год прокачивал свою выносливость. Это мне помогло: от станции к станции я только и ждал, когда смогу двинуться дальше. Погода не позволяла сильно мерзнуть на станциях. Но медлительность всей группы все равно расстраивала. Хотя двигаться существенно быстрее мы вряд ли смогли бы. Так что же важнее, знать и уметь владеть техникой альпинизма, или бегать марафоны и подтягиваться по 15 раз за подход? Сразу хочется ответить, что важны обе составляющие. Я для себя определил приоритет на физподготовку: 1-2 раза скалодром, 1-2 раза беговая тренировка (объем и темповая), 2 раза качалка. Пусть я буду без напряга тащиться за лидером на маршруте и следовать его указаниям, чем буду подыхать на подходе к горе и очковать на каждом карнизе. Наплевать ли мне на альпинистскую технику? Конечно, нет. Есть же п.1. Немного подправлю определение.
3. Альпинизм – это, в общем случае, командный вид спорта по восхождению на горные вершины, участники которого используют специальную технику для достижения своей цели и уменьшения риска возникновения несчастного случая.
Немаловажное знаение в альпинизме играет снаряжение. Хотя, к чему эта заезженная фраза? Лучше так: без снаряги в альпинизме делать нечего. Снаряга тут – не как мяч в футболе. Если мяч лопнет, скорее всего, футболисты останутся живы. Если же лопнет веревка, то пусть сработает коллективная страховка. На Могутовой горе с одним участником нашей группы случилось ЧП – сломалась кошка, что привело к срыву на склоне. Благо мы были почти внизу склона, а обладатель позаимствованных кошек не пострадал. На ледяном склоне последствия могли бы привести к спасработам, но не буду фантазировать. Для себя я уже давно сделал следующий вывод: если ты не можешь позволить купить себе самые простые, но прочные альпинистские ботинки, жесткие кошки, термобелье, ветровку и пуховку, ну либо не имеешь друзей, которые по первой твоей просьбе отдадут вышеперечисленное снаряжение, то тебе рано в альпинизм. Лучше направить свои усилия на зарабатывание денег для покупки необходимого снаряжения, и уже потом начать заниматься альпинизмом на результат. Остальное – подвергать свою жизнь опасности, рискуя сорваться на ледовом склоне или отморозить ноги в шерстяных носках, с любовью связанных бабушкой. Итак.
4. Альпинизм – это, в общем случае, командный вид спорта по восхождению на горные вершины, участники которого используют специальную технику и снаряжение для достижения своей цели и уменьшения риска возникновения несчастного случая.
Прошедшие сборы выходного дня принесли мне, да и всем остальным (подозреваю, за исключением Макса Купцова) исключительно положительный эффект. Я получил гамму новых ощущений, каких не было со времени поездки на Эльбрус в 2017. Вот они эти горы...
Отдельно нужно добавить про быт. Несомненно, он играет важную роль в альпинизме. В Тольятти с ним было все достаточно просто. Спасибо девушкам, которые приготовили вкусную кашу и бутерброды в дорогу, хоть и не всегда их удавалось съесть по пути на вершину.
Закончу повествование напутствием себе в первую очередь и всем участникам нашей команды во вторую: не повторять ошибок этой поездки и подняться на ступень выше в следующей. Новичкам, которые не посетили клубный выезд на Могутову гору, очень рекомендую в следующий раз выезжать. Если этого не сделать по неуважительной причине, то лучше отложить занятия альпинизмом до лучших времен.
Февраль, 2018 г.